Четверг, 21.11.2024, 14:32

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 9 комбинированного вида" г. Мончегорска Мурманской области

Меню сайта
Информационный блок
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 86
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Основные направления деятельности психолога ДОУ

    1. Психологическая диагностика

    Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

    Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

    Обязательно:

    • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

    • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

    • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

    • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

    Дополнительно:

    • По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

    2. Психологическая профилактика

    Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

    В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

    Обязательно:

    • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

    - анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

    - групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

    - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

    • Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

    Дополнительно:

    • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

    • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

    • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

    При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

    3. Коррекционная и развивающая работа.

    Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

    Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

    Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива, отдельного ребенка.

    Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

    Обязательно:

    • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

    • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

    Дополнительно:

    • Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

    • При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

    4. Психологическое консультирование

    Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

    Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.

    Обязательно:

    • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

    Дополнительно:

    • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

    • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

    5. Психологическое просвещение и обучение

    Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

    - актуализация и систематизация имеющихся знаний;

    - повышение уровня психологических знаний;

    - включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

    Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

    Обязательно:

    • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

    • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

    Дополнительно:

    • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

    Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

    Примерный перечень тем для психологического просвещения

    Педагоги

    1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

    2. Закономерности развития детского коллектива.

    3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

    4. Стили педагогического общения.

    5. Психологические основы работы с семьей.

    Родители

    1. Адаптация ребенка к ДОУ.

    2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

    3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

    4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

    5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

    6. Психологическая готовность к обучению.

    7. Половое воспитание и развитие.

     

    %